5 важных фактов о ГТК и осушителе воздуха большегруза

Как правило, тормоза грузовиков и других машин с большими габаритами — пневматические. Они сложно устроены и работают за счет сжатого воздуха, подаваемого компрессором. Очевидно, что тесно связанные элементы нуждаются в регулярном осмотре — при поломке одного отказать могут и все остальные. Мы составили список причин, которые объяснят, почему важно тщательно следить за состоянием главного тормозного крана и осушителя.

№ 1. ГТК и осушитель отвечают за безопасность системы

С нажатием педали главный тормозной кран управляет исполнительными механизмами рабочей системы и клапанами привода тормозов прицепа.

Деталь есть в каталоге компании — под артикулом БАК.13508, и подходит для габаритных авто марок: КАМАЗ, МАЗ, Урал, ЛиАЗ, ЗИЛ.

гтк.png

В конструкции ГТК две независимые последовательные секции. Одна пара выводов крана соединяется с тормозными камерами, другая — с ресиверами контуров привода рабочего тормоза.

Водитель нажимает на педаль тормоза, и приложенное усилие воздействует на рычаг тормозного крана. Ступенчатый поршень (3) перемещается вниз, и закрывает выпускной клапан(2), и открывает его от седла. В тормозные камеры задних колес поступает сжатый воздух через вывод 2.

В это же время, когда в выводе II выросло давление, воздух поступает в пространство над ускорительным поршнем (1). Этот поршень смещается вниз и воздействует на ступенчатый (6), который относится к другой секции тормозного крана. Выпускной клапан (7) закрывается и отходит от седла — через вывод воздух поступает в тормозные камеры передней оси.

Помимо этого, главный тормозной кран обеспечивает следящее действие (т.е. пропорциональность тормозного момента к усилию, которое прикладывает водитель, нажимая на педаль тормоза). Дополнительная функция — механическая активация неисправного контура. Если один из контуров повредится, усилие от рычага ГТК передается на шток ступенчатого поршня, и другой будет управляться механически, а не пневматически. Водитель избежит внезапного отказа тормозов и плачевных последствий.

гтк 2.png

Для исправной работы пневмосистемы, воздух, который подает компрессор, должен быть осушен. Осушители как раз отделяют частицы влаги, поступающие из атмосферы, и не допускают их оседания на деталях системы. В ином случае, при температурах ниже нуля влага становится наледью, при положительных — водой. Даже если система грузовика оборудована не слишком мощным компрессором, за сутки таким образом выделяется до 7 л конденсата!

Работает влагоотделитель так: на корпус нанесена резьба, к которой крепится картридж. Внутри — гранулы вещества, которые впитывают влагу. Осушитель воздуха БелАК (артикул БАК.10400) уже идет в комплекте с фильтром. Емкость с адсорбентом граничит с воздушными фильтрами с одной стороны, а с другой прижимается пружиной.

БАК.10400 (1).png

В корпус устройства поступает сжатый воздух. Он проходит через канал в фильтр, пропускается через адсорбционный состав. Материал впитывает наибольшую часть конденсата. Воздух выходит сквозь отверстие в патроне, перенаправляется в регулятор давления. РДВ далее распределяет его через выходы.

Осушители отличаются по компонентам, БАК.10400 содержит следующие:

• Корпус с клапанами, регулятором давления

• Подогреватель с питанием 24V, который включается автоматически при температуре ниже +4°C.

• воздушные каналы

• патрубки и штуцеры

• осушительный патрон

Более того, картридж осушителя воздуха БелАК — с коалесцентными свойствами: отделяет не только частицы влаги, но и масла.

№ 2. Некоторые компоненты нужно обязательно менять регулярно

При чересчур длительном использовании адсорбент превращается в порошок, который высыпается из картриджа и загрязняет систему. Инженеры «БелАК» постарались решить эту проблему, сделав состав адсорбента прочнее и устойчивее к измельчению. Есть возможность восстановления свойств гранул через некоторое количество циклов осушения.

Проверять осушитель нужно регулярно: есть ли внутри масло и твердые частицы (если да, ремонта требует компрессор!). Перед тем как установить новый патрон, протестируйте работу клапанов в корпусе осушителя. В суровых условиях российских дорог замена картриджа потребуется, в среднем, 1-2 раза в год.

Требует проверки и нагревательный элемент осушителя: убедитесь, что не окислились контакты датчика нагрева.

№ 3. Загрязнения ГТК — одна из наиболее частых причин поломок

Малейшее попадание грязи на рычажную систему может сломать кран. При визуальном осмотре уделите особое внимание состоянию защитного пыльника: нет ли разрывов и грязи, плотно ли прилегает резиновая накладка к корпусу. Наличие трещин можно проверить при помощи водной эмульсии: прогнать ее в разных положениях крана. Тормозной кран «БелАК» оснащен защитной накладкой из резины повышенной прочности, при корректном использовании и своевременных проверках он долго прослужит водителю.

№ 4. Сила трения беспощадна к деталям механизмов

Резиновые уплотнители, такие как кольца, пыльник — наиболее уязвимые компоненты. Износ чреват опасными последствиями: заеданием толкателя, невозможностью полного растормаживания, утечкой воздуха.

 «БелАвтоКомплекте» учли эту особенность, поэтому защитные накладки и уплотнители как ГТК, так и осушителя воздуха изготовлены из резины повышенной прочности и более устойчивы к внешним воздействиям среды.

Что касается утечки на главном тормозном кране, она образуется через впускное окно (если неисправны клапаны и пружины) и детали корпуса (если они повреждены). Такой кран требует замены.

Привод ГТК нуждается в очистке и смазке шарниров. Тяги, рычаги и кронштейны тоже очищайте от грязи и пыли.

Если педаль тормоза разболталась, то также отрегулируйте ее специальной вилкой.

Посмотреть видео на Youtube по теме

№ 5. Уровень давления важен для исправной работы

Многие неполадки вызваны избытком или нехваткой давления в пневмосистемк. С наступлением заморозков причиной этого может стать замерзание воды в трубах пневмосистемы. Воздух в таком случае не может пройти, и работа системы усложняется.

Проверка осушителя и удаление конденсата важна во время подготовки к сезону холодов. Вместе с осушителем рекомендуем проверить и  РДВ  — деталь автоматически поддерживает давление в системе в заданных пределах (узнать подробности на официальном сайте «БелАвтоКомплект»).

Посмотреть видео на Youtube по теме

Своевременный осмотр продлит работу деталей и сэкономит ваши средства и время. А с «БелАК» это будет в два раза эффективнее. Вся продукция проходит минимум 2 цикла ходовых испытаний в тестовых лабораториях. Производство сертифицировано по стандартам менеджмента качества ISO и получило необходимые сертификаты ЕАС. При этом цены на товары остаются гибкими и демократичными, а на сайте компании регулярно появляются выгодные предложения и акции.